Многие психологи, утверждают, что любая коммуникация – это чистой воды манипуляция. Если размышлять на эту тему, то даже простое «Привет. Как дела?» может быть началом хитро построенного плана-интриги, и цель всего этого- повлиять на ваше сознание и поведение. Благо не все так плохо. Иногда «Привет. Как дела?» - это просто приветствие, а сигара – это просто сигара, хотя Фрейд, скорее всего, с нами бы поспорил.

Для начала, что такое манипуляция?

Манипуляция – это скрытое воздействие одного человека на другого, для достижения своих целей. Что интересно, особенность манипуляции в том, что к людям относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам.

Задача у манипулятора одна – вывести человека из естественного для него эмоционального состояния, и использовать это, спровоцировав на необходимые манипулятору действия.

Признаки и примеры манипуляции

Когда вами начинают манипулировать у вас появляется чувство неудобства, дискомфорта. Чаще всего, манипулятор давит на моральные принципы. Примерно это может выглядеть так: - «Эта задача важна для нашего коллектива, и если ты не поможешь команде, в подготовке данного проекта, то подведешь нас. Как ты будешь выглядеть со стороны?» (интересно, что это живой пример и руководитель проекта, должен был сам все сделать, но он манипулировал своим подчиненным и работу сделали за него). А вот еще один яркий пример, один из моих знакомых, бывший руководитель отдела продаж одной из фирм «…», когда чувствовал, что ситуация складывается не по его сценарию в ходе беседы с подчиненным, для того чтобы психологически воздействовать на него, чуть позже, подкладывал на видное место пустой, но подписанный им же «бланк на увольнение», так чтобы подчиненный непременно заметил и подумал, что это для него. (Это работало, хотя и выглядело мерзко. Подчиненный проецировал на себя увольнение, поиск новой работы и прочие трудности и принимал сторону руководителя, выполняя все прихоти.) С манипуляцией мы сталкиваемся каждый день, как в личной жизни, так и на работе. Чаще всего, считают специалисты, сталкиваемся мы с этим на переговорах и в отношениях между руководителем и подчиненным.

Способы манипулирования.

Копированием книг по психологии заниматься не хочу, именно поэтому решил написать более простым и человечным языком.

Вообще, ученые определяют пять типов людей, являющихся потенциальными жертвами манипуляции.

Первый тип – люди, живущие обычной жизнью, стремящиеся к комфорту и безопасности, в мышлении они со здравым смыслом и логикой. Ими манипулируют на уровне потребностей.

Второй тип – творческие люди, которые чаще живут в состоянии стресса, они ранимые и легко поддаются внушению. Ими манипулируют на уровне чувств и воображений.

Третий тип – люди рациональные, мыслящие логически которые привыкли верить фактам и конкретике. Ими манипулируют, воздействуя на чувство справедливости, совести, морали и чувстве собственного достоинства.

Четвертый тип – люди, которые ведут себя на уровне животных, то есть все, что их интересует – это поесть, поспать и потрахаться. Тут все просто, манипуляция заключается в том, чтобы предоставить что-то из ранее перечисленного.

Пятый тип – люди с психологическими нарушениями, да-да именно у которых «чердак» поехал. На поведение таких людей, большое влияние оказывают галлюцинации, так как они больные и лишены способности здравого анализа происходящего. Данный тип, подвергается более жестким манипуляциям, путем запугивания.

Работает это так. Манипулятор за короткое время, в ходе разговора, выясняет к какому типу относиться его жертва, и исходя из этой информации, выбирает способ манипуляции и давит на больное.

Чаще всего, точками контакта при манипуляции являются:
  • Интересы и потребности
  • Эмоциональное состояние
  • Привычки и стиль поведения, способ мышления
  • Профессиональные навыки
  • Мировоззрение и убеждения
Чтобы манипулировать, нужно максимально собрать информации о манипулируемом. Обдумать место, время, обстановку и много чего еще. Не малое значение имеет и контакт, то есть умение общаться с людьми. На своих тренингах по продажам и переговорам, я всегда объясняю обучающимся одну и ту же мысль, что продавать и вести переговоры - это, как управлять огромным самолетом. Наличие формы и отличительных знаков, не делает тебя первоклассным пилотом, нужно знать законы физики и аэродинамики, устройство самолета, конструктивные особенности. Так и тут, знание инструментов аргументации и различных фишек – не делает тебя первоклассным продавцом-переговорщиком. Манипуляция, тоже требует базовых знаний, которые заключаются в умении расположить к себе собеседника (умение общаться).

Приемы:

Ложная слабость – этот прием заключается в том, что манипулятор проявляет слабость и ждет к себе снисходительного отношения. Если убедить в этом жертву удалось, она теряет бдительность, расслабляется и перестает воспринимать манипулятора, как соперника или человека, который сильнее ее. Как защититься, лучше, чем просто быть бдительным и всех рассматривать, как сильных соперников способа на мой взгляд нет.

Ложная влюбленность - выражается в проявлении неискреннего, уважения или любви. Сознание объекта манипуляции затуманивается лестными словами и отношением, что позволяет достигать нужной цели манипулятору. Как защититься, стоит научиться распознавать ложь, видеть и различать искренность от лести.

Обвинение в глупости - метод очень прост: манипулятор обвиняет жертву в безграмотности и глупости, от чего она оказывается в замешательстве. Инициатор добивается того, что жертва начинает задумываться и сомневаться, и использует этот момент, чтобы доказать свою позицию или достичь иной цели. Как защититься, научитесь держать себя в руках и будьте уверены в своих суждениях и грамотности.

Навешивание ярлыков - метод предполагает, что манипулятор, беседуя с жертвой о каком-то третьем человеке, нелестно о нем отзывается. Негатив, проявляемый манипулятором, способствует тому, что жертва начинает думать о третьем лице плохо, при этом, вполне вероятно, даже не зная его (если этот человек знаком, к нему просто может потеряться доверие). Таким образом, жертвы оказывается сразу две – прямая и косвенная. Как защититься, тут тоже все просто, слушай, но проверяй информацию и не делай поспешных выводов.

Эти примеры, не весь ассортимент приемов манипуляции, чуть ниже я укажу список книг, которые советую для прочтения по данной тематике, тот кто интересуется манипуляциями в общении, найдет полезную информацию 100% в данной литературе.

Статистика показывает, что те, кто интересуется темой манипуляции и посещает тренинги, изучает научную литературу, делятся на два лагеря: 70% - желает овладеть техниками защиты от манипуляции, а 30% - хотят манипулировать людьми. Моё мнение такое, манипуляция – это своего рода боевое искусство в коммуникации, им можно овладеть, и применять его нужно в продажах, переговорах, политике, в сфере управления и обучения персонала и т.д. Боксер на ринге показывает свое мастерство, манипулятор показывает свое мастерство, на ринге продаж и переговоров. Многие из 30%, желающих стать великими манипуляторами, начинают тренироваться на близких, знакомых, коллегах по работе, а ведь можно навредить человеку, вывести из психологического состояния равновесия и человек сделает необдуманный поступок или сорвется, но уже не остановиться, ведь ты великий манипулятор и готов дергать за ниточки и управлять всеми. Друзья мои, не направляйте оружие на людей, используйте его по назначению. И да, как бы это смешно не звучало, все в нашей жизни возвращается, помните рассказывал про бывшего руководителя, который подсовывал «бланк на увольнение» подчиненным, ключевое слово здесь «бывший»

Список литературы:
  • Хенрик Фексеус «Искусство манипуляции. Думай, как я хочу»
  • Хенрик Фексеус «Искусство манипуляции. Не дай себя обмануть»
  • Эверетт Шостром «Человек-манипулятор»
  • Роберт Чалдини «Психология влияния»

До встречи на тренингах! Берегите себя!


Остались вопросы? оставьте свои данные и я свяжусь с Вами